Кухня с огоньком

Наши пращуры использовали огонь, надо думать, не только для обогрева и приготовления мамонта. Можно предположить, что свет горящего очага создавал в пещере особую атмосферу, благотворно влиявшую на настроение племени после трудовых подвигов. Времена изменились, но человек все так же нуждается в свете, натуральном и искусственном. И помещение кухни не исключение.

Освещение играет далеко не последнюю роль в оформлении ее пространства. Главное требование — чтобы света было достаточно для любой работы. Однако не стоит сбрасывать со счетов и эстетическую сторону вопроса. Грамотно продуманное размещение источников света влияет и на настроение, и на восприятие помещения в целом. С помощью световых потоков можно расставить акценты на деталях интерьера, скрыть изъяны или визуально скорректировать пространство.

Освещение формируют две составляющие: непосредственно источники света (лампы) и светильники, которые направляют и распределяют свет в соответствии со своей формой и вариантами расположения.

ЦВЕТНЫЕ ОГНИ

В навесных потолочных и настенных светильниках наиболее часто применяют обычные лампы накаливания. У них, как правило, тепло-желтый, мягкий оттенок. Некоторые производители выпускают лампочки спектрально близких тонов: лимонный, мандариновый, розовый и др. Самая распространенная форма колбы у ламп накаливания — аля «лампа Ильича», но есть и другие, рассчитанные на люстры с особым дизайном: например, свечеобраз-ные, каплевидные, грибовидные. Внутри они бывают опаловые, с зеркальным куполом или матированные. Последние не создают резких теней и не вызывают «световых зайчиков» на сетчатке глаза.

У галогенных ламп свет уже не такой желтый, и его спектр ближе к естественному. Такие часто используют во встроенных точечных светильниках на потолке или помещают на карнизах навесных шкафов.

Гораздо более мощный световой поток у люминесцентных (дневного света) ламп. Тональность передаваемого ими спектра более холодная, им свойственна естественная передача красок и присущи разные оттенки белого: с синевинкой, например, подходит для кухонь стиля модерн. Цветные вариации также существуют. На кухне люминесцентные лампы освещают в основном рабочую зону: стол, плиту, мойку и пр.

ФОРМЫ СВЕТА

Современный рынок светильников разнообразен и постоянно обновляется вместе с мебельной модой. Выбор электроприбора зависит от стиля кухни, ее конфигурации, размера, высоты потолка. Главное нужно помнить, что каждый светильник на кухне выполняет свою функцию и имеет свое «поле деятельности» Среди них есть потолочные, настенные и встроенные — в стены, в пол, в потолок или в мебель.Освещение кухни делят на типы: общее, местное (локальное), комбинированное и декоративное.

• Общее. Его цель — равномерно распределить свет внутри помещения Традиционно это делают с помощью одного мощного источника в центре потолка. Или же располагают несколько по углам либо по периметру. Для этого используют абажуры (если место позволяет) или более компактные плоские подпотолочные плафоны (особенно удобны при низких потолках). Уместны также точечные потолочные светильники.

В зависимости от формы осветительного прибора поток лучей направлен вниз, в стороны или на потолок. В последнем варианте излучающий элемент, как правило, скрыт, а свет, отраженный от потолка, приобретает приглушенность и мягкость. Такой тип освещения полностью исключает блики на предметах, но зато во всей красе демонстрирует потолок. Поэтому если на нем есть изъяны, задумайтесь, стоит ли останавливаться на таком варианте.

Когда поток лучей направлен вниз, свет более яркий. Считается, что это визуально расширяет границы маленьких кухонь. Висящие на удлиненных шнурах хороши для больших площадей. Обычно их размещают над столом, барной стойкой или в центре помещения. В просторной кухне, где есть место для маневра, светильник рекомендуют подвешивать примерно на уровне глаз человека, в более тесных — выше, чтобы не цеплять головой. Например, часто встречается абажур над столом, его высоту регулируют в зависимости от ситуации. www.postroil.com (ткань, стекло, пластик, металл) и фактура (матовый, прозрачный, цветной) плафона тоже влияют на светопередачу.

• Местное освещение адресовано пространствам, скрытым под навесными конструкциями и слабо охваченным общим светом. Раньше его значение сильно недооценивали, считая излишним. Сегодня (отчасти это связано с прогрессом в кухонном «ме-белестроении») локальная подсветка становится прямо-таки необходимой Главная задача «прожекторов» местного назначения — охватывать самые активно используемые зоны: рабочий стол, плиту и мойку.

Наиболее распространенный вариант дизайна точечные (подвижные и неподвижные), вмонтированные в карниз над верхним краем навесных шкафов или же под ними, а также лампы-трубки дневного света. Последние равномерно распределяют световой поток, да и под шкафами практически незаметны.

Что касается навесных настенных светильников, то их множество, и самых разнообразных форм. Локальное освещение часто встраивают и в вытяжку (обычно две лампы накаливания или галогенные по 20 Вт, либо удлиненные люминесцентные по 9-13 Вт). Это позволяет охватить светом не только обширную территорию над плитой, но и «окрестности».

Над навесными шкафами без карниза устанавливают светильники на кронштейнах, их можно поворачивать в разные стороны, меняя направление светового потока. Если вы любите перестановки, для кухонного стола лучше подобрать настольную лампу или торшер.

• Комбинированное освещение подразумевает не только комплекс местного и общего, но и светоприборы, объединяющие в себе их свойства. Например, есть люстры, часть ламп которых обеспечивает локальное освещение, а часть — общее. При этом нужно помнить, что излучение различных источников света должно быть близким по спектру.

• Декоративное освещение актуально на кухнях больших габаритов. Безусловно, его подбирают под общий стиль. Например, для гарнитуров с хромированной или никелированной отделкой подходят светильники в стиле хай-тек с металлическими вставками. С классикой или кантри прекрасно сочетаются подсвеченные наборные витражи из цветного стекла, выполненные по «тиффани», или традиционные абажуры. Очень моден сегодня так называемый рисующий свет. При этом сам светильник скрыт от глаз (находится в нише или полости), а его излучение формирует световые пятна или линии.

Последний «писк» кухонно-световой моды -светодиодные системы. Здесь уместны и эксперименты с цветом (зеленый, желтый, синий, красный), но это на любителя. Кстати, замечено, что сочетание разнотипных светильников, размещенных в разных точках, снимает психологический дискомфорт и стресс.

МОНТАЖ-ПРОЕКТ

Итак, количество светильников, их фасон и расположение зависят от стиля кухни, ее дизайн-проекта и высоты потолка и будем ли мы использовать натяжные потолки. Необходимо помнить, что по нормам в бытовых помещениях освещенность должна равняться 150-250 люкс, а в рабочей зоне -300-400 люкс или даже больше. Как правило, к «контрастному» освещению люди привыкают быстро и с удовольствием, в дополнение ко всему оно удобно и экономично.

Обеспечение данных норм зависит от высоты расположения светильника над освещаемой поверхностью и от светового потока от лампы (обычно указывают на упаковке). При этом надо учитывать, что мощность люминесцентных ламп — 6-13 Вт, галогенных и ламп накаливания — 20-50 Вт в расчете на 1 квадратный метр освещаемой площади. «Постановку» света нужно рассматривать на начальных этапах ремонта или при покупке гарнитура.

С вопросом освещения рабочей зоны вам помогут разобраться в большинстве салонов кухонной мебели: с дизайнером вы детально продумаете и внешний вид будущего гарнитура, и «казусы» проводки. Чтобы скрыть ее в стенах, нужно заранее представлять, как будут расположены подсвеченные элементы гарнитура. Однако не спешите штробить все стены — достаточно вывести провод в одном месте, например, над навесными шкафами, а потом развести его за мебелью. Если кухня уже есть, а идея осветить ее появилась только-только, провод заводят от розетки «за» или «в» шкафы (в деревянной мебели это не составит труда).

Чтобы облегчить процесс установки, производители светильников обычно предлагают аксессуары для скрытого накладного монтажа. В этом случае провода светильника подсоединяют к скрытым клеммникам, а те, в свою очередь, — к внешней проводке.

[thumb=right]
Для светильников, устанавливаемых на карнизе навесных шкафов, следует предусмотреть особое электропитание. Маломощные лампочки, рассчитанные на напряжение 12 В, работают через сеть, мощность которого определяют по суммарному энергопотреблению. Так, для 10 лампочек по 20 Вт требуется прибор мощностью 200 Вт.

Трансформаторы бывают электронные (в основе высокочастотный преобразователь напряжения, легкий, экономичный и надежный) и обмоточные (они значительно массивнее, с большими потерями на нагрев, не имеют эффективных систем защиты). Если светильников много, трансформатор ставят отдельно, обычно под потолком или на шкафах. Расстояние от него до лампочек — не более 2 м.

Еще существуют автономные источники освещения, независимые от сетевого напряжения и питающиеся от батареек или аккумуляторов. Их можно повесить или прикрепить в любом подходящем месте. Нельзя сказать, что они очень удобны в эксплуатации, но бывают незаменимы там, где нет розетки.

БЕЗОПАСНАЯ ЖИЗНЬ

Агрессивная среда на кухне диктует свои условия: нужно подбирать надежные осветительные приборы и планировать места монтажа. Подходящая степень защиты от брызг, водяных паров и пыли для кухонных светильников — IP 20. Основные требования к безопасности давно известны: не размещать розетки, провода и выключатели в непосредственной близости к воде и газу и заземлять систему. В идеале заземлять нужно все (особенно мощные лампы), но для этого необходимо, чтобы «земля» имелась в проводке дома. К сожалению, это благо предусмотрено только в современном жилье.

В некоторых светильниках, где лампочка открыта по замыслу дизайнера, на ней неизбежно будет скапливаться пыль и грязь, которые нужно регулярно удалять. Кухонные загрязнения состоят из органических компонентов, имеющих тенденцию осаждаться на поверхностях и превращаться в трудновыводимые полимерные пленки. Их удаляют специальными растворами (например, для очистки пластмассовых поверхностей) или любыми спиртосодержащими жидкостями (в этом случае надо обращать внимание на стойкость краски и материала корпуса светильника). Светильник включать можно только после полного высыхания растворителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *