Сегодня мозаика укладывается с использованием двух разных методов — так называемых прямого и обратного набора. В случае применения первого способа изображение укладывается непосредственно на поверхности основания и закрепляется в слое штукатурки. Этот метод самый древний и в то же время самый сложный и трудоемкий в исполнении. Что касается обратного набора, то он был придуман три столетия назад, после чего получил большую популярность по всему миру. При таком методе набора мозаика укладывается рисунком на кальку лицом вниз, после чего закрепляется с тыльной стороны. После высыхания основания лицевая часть обрабатывается, а в некоторых случаях даже шлифуется или полируется. Результатом использования обратного набора может стать иллюзия приглушенного блеска поверхности покрытия, а также фактура, похожая на фактуру ковра или гобелена.
Прямой набор представляет собой традиционный метод укладки мозаики, пришедший из глубины веков. Именно с его помощью была выложена древняя византийская и римская мозаика, которую можно увидеть в помещениях некоторых знаменитых памятников архитектуры. На подготовленную основу, будь то стена или пол, наносится предварительный слой цементного раствора, после чего на него переносят рисунок. Рабочий же слой раствора укладывается по фрагментам, размеры которых зависят от сложности наносимого рисунка и скорости работы мастера. В свежий, еще не схватившийся раствор аккуратно вдавливаются камни, которые могут укладываться как плотно, так и с широкими швами, причем не обязательно под прямым углом. Например, позолоченные камни специально укладываются под разными углами, чтобы достичь потрясающего эффекта мерцания. Укладка мозаики методом прямого набора может производиться как с предварительным выкладыванием рисунка мозаики на кальке или другой основе всухую, так и без него. При необходимости после окончания работы швы между деталями мозаики тонируются, либо в раствор, на который производится укладка, заранее подмешивается пигмент нужного цвета.
Техника обратного набора появилась примерно три века назад, но распространение получила лишь в прошлом столетии. Она отличается от предыдущей техники тем, что набор рисунка производится в зеркальном отражении, сам рисунок выкладывается сразу целиком, и может модифицироваться за считанные минуты без муторного выдалбливания отдельных камней из раствора, как это было бы в случае использования прямого набора. Наконец, в результате использования этой технологии мозаичная поверхность получается гораздо более гладкой и ровной.
На твердую основу, в качестве которой обычно выступает лист фанеры, натягивается холст, на который в зеркальном отражении и переводится требуемый рисунок. Затем производится набор мозаики, при этом учитывается то, что лицевая сторона рисунка расположена со стороны холста. При этом камни надежно закрепляются специальным клеем, без проблем растворяющимся в воде. Если возникает необходимость изменить небольшой участок рисунка, это место точечно смачивается водой, после чего камни отходят. После окончания работы по набору мозаичного рисунка вся площадь мозаики посыпается слоем песка, который заполняет швы между камнями. Это делается для того, чтобы раствор случайно не вытек на лицевую сторону рисунка.
Затем проводят окончательную заливку. Тип раствора для заливки, его толщина и используемая арматура определяются в зависимости от размера мозаики и ее будущего месторасположения. Раньше в качестве раствора использовался цемент, из-за чего со временем рисунок мог потрескаться, да и вообще, отличался повышенной хрупкостью. В последнее же время для изготовления раствора используются более легкие, специальные материалы, позволяющие создавать тонкие, пластичные и легкие конструкции. После заливки раствором мозаика сохнет в течение определенного времени, а затем переворачивается. Ткань легко отходит сама, либо аккуратно смывается горячей водой, точно так же, как остатки клея и песка. После того, как мозаика окончательно просохнет, можно будет приступать к ее монтажу на поверхность основания.